Противодействие СПАМу

Как действовать, если Вам приходит спам:

1. Убедитесь, что вы сами не давали разрешение на рекламу. В некоторых случаях, при заключении договора, предположим, с банком или компанией сотовой связи, вы могли автоматически подписать согласие и на рассылку.

2. Если это не так, обратитесь к распространителю рекламы, будь то банк, салон красоты, медицинский или автоцентр, неважно. По вашему первому устному требованию, они должны прекратить рассылать вам спам. То же самое должен сделать и оператор связи, если он распространяет рекламу, согласие на которую вы не давали.

3. В случае, если спам продолжает приходить, вам прямая дорога в УФАС. В доказательство получения незаконной рекламы к жалобе нужно приложить фотографию дисплея телефона с текстом, либо распечатку электронной почты, либо аудиозапись телефонного звонка. Кроме того, нужна заверенная детализированная выписка от оператора связи, подтверждающая поступление sms или звонка.

Практика:

В региональных управлениях ФАС поставили на поток борьбу с распространителями телефонной рекламы. На счету уральских антимонопольщиков уже десятки выигранных дел.

Житель Тюмени получил довольно типичное sms: «Участвуйте в розыгрыше до 100000 рублей в декабре! Оформите бесплатную моментальную Opencard с кредитным лимитом до 300000 рублей и кэшбэком 3 процента за все покупки в любом офисе банка…». Далее следовало название одного очень известного банка, указан номер телефона, по которому можно узнать подробности.

Он оказался дотошным и решил для себя, что хотя бы одного распространителя спама на чистую воду он выведет. Тем более, что и от этого банка ему приходило уже несколько сообщений. И поскольку в самом кредитном учреждении на просьбу прекратить рассылку не отреагировали, он обратился в управление ФАС по Тюменской области. В результате антимонопольная служба завела на банк административное дело, поскольку клиент не давал согласия на рассылку ему рекламных сообщений.Именно согласие абонента является ключевым фактором — без него sms или телефонный звонок признаются незаконными. Это требование закреплено частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе». Сам клиент не обязан доказывать, что согласия на рассылку не давал. Это должны делать распространители рекламы: банк, салон красоты, автосалон, или оператор сотовой связи — неважно. Если никаких подтверждающих документов они представить не могут, в таком случае, обязаны заплатить штраф.

В кредитном учреждении пытались ссылаться на технический сбой, в результате которого пошла «гулять» рассылка — административное дело решено в пользу заявителя. Банку был выписан штраф в 100 тысяч рублей. А штрафы с юридических лиц в данном случае немаленькие — до 500 тысяч рублей. Если на какой-нибудь центр здоровья или салон красоты подали бы заявления все получатели спама — из списка рассылки, ему возможно грозило бы банкротство.

Реклама по наследству SIM

Отметим, каждая пятая жалоба в антимонопольные службы на незаконную рекламу, касается именно телефонного спама.

Казус дела, которое рассмотрели в управлении ФАС по Челябинской области, состоял в том, что мужчине настойчиво звонили из очень солидного банка на номер, который действительно числился в их базе как клиентский, с разрешением на рекламную рассылку. Но с момента заключения договора прошло несколько лет, и номер уже перешёл новому владельцу, который совсем не желал получать информацию о картах рассрочки и иных кредитных продуктах.

В результате долгих разбирательств в потоке юридической казуистики и разбирательств с банком административное дело разрешилось все-таки в пользу клиента. Банку был выписан штраф в 105 тысяч рублей. По закону, если компания распространяющая рекламу, не исполняет требование суда, и продолжает изводить человека спамом, штраф выписывается повторно. Иными словами, за каждую незаконную sms можно заплатить от 100 до 500 тысяч.

Дело выигрышное

— Розыск нарушителей, — процесс довольно долгий, — сообщил руководитель управления ФАС по ЯНАО Андрей Рогожкин. – Но! Их все равно в конечном итоге находят и штрафуют.

Процесс осложняется тем, что банки, салоны и многочисленные центры здоровья распространяют рекламу не самостоятельно, а поручают их специализированным структурам — кол-центрам и т. д. И получается, они сами, вроде как, уже и ни при чем. «Мы вам ничего не присылали». На самом деле с точки зрения закона это ровным счетом ничего не меняет. На рассылку рекламы в любом случае должно быть согласие самого абонента. А отвечает тот, кто спам прислал. В Тюмени мужчине от абонента VM_Hyundai через кол-центр поступило sms: «Новый Hyundai Solaris с выгодой до 184000 рублей. Только до 31 марта!»

В результате разбирательств ответственность и была применена к ООО «СМС-центру», а именно — штраф в 100 тысяч рублей. А то, какой договор существует между автоцентром и sms-центром — это уже дело разбирательств между ними. Стороны отлично знают, на что идут, когда договариваются о рассылке.

Мнение Евгения Стрельникова, доцента кафедры финансовых рынков и банковского дела УрГЭУ:

— Отлаживается механизм противодействия распространителям спам-рекламы, конечно, хорошо. Но корень проблемы, в том, что у нас в широком доступе оказываются персональные данные граждан. Стоит только человеку оставить где-то свой номер телефона, другую личную информацию, как она начинает гулять в различных базах без всякого на то согласия. Рекламные рассылки делаются порой на десятки тысяч телефонов. Базы данных перепродаются. И для того, кто распространяет коммерческие сообщения, риск, что хотя бы один человек пойдет и отсудит свое право на «рекламную неприкосновенность», на самом деле невелик. Да и издержки в случае чего окупятся с лихвой. Нужно признать, что пока действенного отлаженного механизм, препятствующего незаконному распространению баз персональных данных до сих пор не создано. А потому сохраняется и плодородная почва для незаконных рекламных рассылок.